Оценка структуры и динамики чистой прибыли организации

Цель анализаструктуры и динамики чистой прибыли организа­ции - выявление тенденций изменения этого показателя и всех эле­ментов (статей) его формирования.

Анализ чистой прибыли включает три этапа.

Этап I предусматривает расчет и анализ динамики (абсолютного изменения и темпов роста) чистой прибыли в отчетном году по срав­нению с предыдущим и всех статей ее формирования (горизонтальный анализ). В процессе такого анализа необходимо обратить внима­ние на сокращение доходов и прибылей, а также увеличение расходов и убытков, полученных от различных операций и видов деятельности.

Этап II включает расчет, и анализ структуры чистой прибыли в отчет­ном и предыдущем периоде, т.е. удельного веса отдельных ее элемен­тов в общей величине прибыли. При этом выявляются приоритетные составляющие доходов, расходов и соответственно финансовых резуль­татов для того, чтобы в дальнейшем провести их углубленный анализ, выявить причины снижения доходов и увеличения расходов.

На этапе III проводится расчет, и оценка изменений в структуре чистой прибыли, что позволяет выявить структурные сдвиги в стать­ях формирования прибыли.

II и III этапы означают проведение вертикального анализа.

Следует заметить, что поскольку источником формирования чистой прибыли является прибыль до налогообложения, представляющая собой суммарный финансовый результат всех операций и видов деятельности организации, нередко в ходе анализа структуры финансовых результатов за 100% принимают последний показатель, т.е. находят удельный вес отдельных элементов формирования чистой прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения.

Если имеется возможность привлечь информацию за три и более лет то можно провести трендовый анализ, т.е. изучить тенденции изменения чистой прибыли и всех ее составляющих за ряд лет. Одна­ко при этом необходимо учитывать фактор сопоставимости данных, взятых за различные периоды. Поэтому в процессе анализа динамики прибыли важной является проблема оценки «качества» финансовых результатов, т.е. определение реальности и стабильности их получения.

Простейшим способом оценки «качества» финансовых результа­тов, реальности их динамики является расчет и анализ изменения трех групп соотношений:

1. Соотношения расходов по обычным видам деятельности с выручкой от продаж (1.18-1.20):

(1.18)

(1.19)

(1.20)

По динамике этих соотношений можно судить о том, насколько эффективно осуществляются в организации различные функции управления (производственная, коммерческо-сбытовая, административно-управленческая), а также о способности организации управлять рас­ходами. Тенденция к росту названных соотношений может свиде­тельствовать о существующих в организации проблемах контроля расходования средств;



2. Соотношения показателей прибыли (убытка) с выручкой от продажи (1.21-1.23):

(1.21)

(1.22)

(1.23)

Каждый следующий показатель испытывает влияние все больше­го числа факторов. Последний показатель является обобщающим, а расчет двух других используется для лучшего понимания причин его изменения.

Цель расчета приведенных соотношений и анализа их динамики - подтверждение стабильности получения чистой прибыли с каждого рубля продаж. Первое соотношение позволяет оценить реальный уровень эффективности управления продажами в организации. Высо­кое значение второго соотношения говорит о существенном влияний на конечный финансовый результат прочих доходов и расходов. Учитывая, что многие из них носят непостоянный (случайный) характер, сложившаяся ситуация свидетельствует о низком качестве чистой прибыли. Сравнение второго и третьего соотношения позволяет установить влияние на конечный финансовый результат налогового фактора, а также чрезвычайных доходов и расходов, носящих экстраординарный характер и не зависящих от уровня эффективности деятельности организации;

3. Соотношения выручки от продаж и стоимости активов (капитала) организации. Расчет этого соотношения и анализ его изменения позволяет оценить реальную динамику доходности капитала и деятельности организации в целом.

Существуют и другие, более глубокие и сложные приемы оценки «качества» финансовых результатов.



Анализ прибыли от продаж

Наиболее крупной статьей формирования чистой прибыли, как правило, является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Поэтому в процессе анализа важно оценить влияние факторов, вызвавших изменение этого показателя.

Цель факторного анализа прибыли от продаж - выявление резер­вов ее повышения.

В целом на прибыль от продаж оказывают влияние следующие основные факторы:

- объем продаж (чем больше организация продает рентабельной продукции, тем больше она получает прибыли);

- структура продаж (отдельные виды продаваемой продукции
работ, услуг имеют различную рентабельность. Некоторые из них могут
оказаться убыточными для предприятия. Поэтому от того, каков ассортимент продаваемой продукции, во многом зависит величина прибы­ли организации);

- цены на продаваемые продукцию, работы и услуги (их повыше­ние позволяет предприятию получить дополнительную прибыль. Однако изменение этого фактора имеет ограничения в условиях высо­кой конкуренции, так как продавцы строят свою ценовую политику ис­ходя не столько из уровня приемлемой для себя рентабельности, сколь­ко из среднего уровня цен на аналогичные товары, работы, услуги);

- уровень затрат, включенных в себестоимость продукции (их рост
приводит к уменьшению прибыли в том же размере).

Методика факторного анализа прибыли от продаж включает следующие расчеты (1.24-1.30):

1. Расчет общего изменения прибыли от продаж (∆Р):

(1.24)

где Р1 - прибыль отчетного года, тыс. руб.;

Р0 - прибыль предыдущего года, тыс. руб.;

2. Расчет влияния на прибыль изменений объема продаж (∆Pi):

(1.25)

где ∆N% - прирост объёма продаж в процентах, рассчитываемый по формуле (1.26):

(1.26)

где N1,0 - выручка от продаж отчётного периода в ценах предыдущего, тыс. руб.;

N0 - выручка от продаж предыдущего периода, тыс. руб.

3. Расчёт влияния на прибыль изменения отпускных цен на проданную продукцию (∆Р2):

(1.27)

где N1 - выручка от продаж отчётного периода, тыс. руб.

4. Расчёт влияния на прибыль изменения себестоимости продукции (∆Р3):

(1.28)

где S1,0 - полная себестоимость проданной продукции отчётного периода в ценах и условиях предыдущего, тыс. руб.

S1 - полная себестоимость проданной продукции отчётного периода, тыс. руб.

Такой расчет можно провести не только в целом по общей сумме расходов на производство и продажу продукции, работ, услуг, но и оце­нить влияние производственных, управленческих и коммерческих расходов отдельно.

5. Расчет влияния на прибыль изменения в структуре продаж (∆Р4):

(1.29)

6. Расчет совокупного влияния факторов, равного общему изменению прибыли от продаж (∆Р):

(1.30)

Факторный анализ позволяет выявить резервы увеличения при­были от продаж за счет:

- снижения расходов;

- оптимизации структуры (ассортимента) продаж;

- разработки гибкой ценовой политики;

- поиска новых рынков сбыта;

- улучшения качества продукции, работ, услуг и др.

Для оценки влияния этих факторов помимо информации отчёта о прибылях и убытках используются данные специального расчёта, в результате которого натуральные объёмы продаж отчётного периода пересчитываются в средние цены и затраты предыдущего.

Данные отчета о прибылях и убытках позволяют рассчитать порог рентабельности и запас финансовой прочности организации. Важным условием точности их определения является обязательное выделение из общей суммы расходов по обычным видам деятельности управлен­ческих и коммерческих расходов, носящих с определенной долей условности постоянный характер. В этом случае рассчитанная в отче­те о прибылях и убытках валовая прибыль (Рвал) может быть отождествлена с известным показателем маржинального дохода (маржинальной прибыли), т.е. (1.31):

(1.31)

где Sп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ включающая производственные (условно-переменные) расходы;

МД - маржинальный доход.

Маржинальный доход рассчитывается по формуле (1.32):

(1.32)

где Sпер - условно-переменные затраты;

Sпос - условно-постоянные затраты;

Р - прибыль от продаж.

Таким образом, маржинальный доход представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов (управленческих и коммер­ческих) и формирования прибыли от продаж.

На основе показателя маржинального дохода рассчитываются показатели порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Порог рентабельности (К), или точка безубыточности (критический объем продаж) — характеризует тот объем продукции, работ, услуг, реализация которого обеспечивает организации покрытие всех затрат, связанных с их производством и продажей, и рассчитывается по формуле (1.33):

(1.33)

где УР - управленческие расходы;

КР - коммерческие расходы;

МД : N - доля маржинального дохода в выручке от продаж.

Запас финансовой прочности (ЗФП) - характеризует тот объем продукции, в пределах которого организация может снижать свои про­дажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности, и рассчитывается по формуле (1.34):

(1.34)

В процессе анализа эти показатели рассчитываются в динамике (за отчетный и предыдущий период). Кроме того, целесообразно рас­считать запас финансовой прочности в процентах от общей величины выручки от продаж, что позволит более наглядно оценить процент безрискового снижения объема продаж.

В целом названные показатели позволяют оценить уровень эффективности продаж.


0442860393252453.html
0442920322115882.html
    PR.RU™