Тема 4 Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам.

Основные задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий.

В коррекционной работе учитель-логопед ставит следующие задачи:

- формировать представление о слове, как об основной языковой единице;

- обогащать и развивать словарный запас детей с ОНР, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

- осуществлять актуализацию словаря;

- обучать детей точному употреблению слов;

- развивать лексическую системность с учетом имеющегося словарного запаса (осуществлять группировку слов по тематическому единству);

- расширять и закреплять связи между словами;

- развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;

- отбирать и использовать лексические средства с учетом жанра и стиля высказывания.

Виды работы по коррекции лексико-грамматических нарушений.

Успешность усвоения программы в первую очередь зависит от методов обучения. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чем они говорят. Дети знакомятся с лексико-грамматическими закономерностями языка преимущественно в устной форме, поэтому система дидактических упражнений помогает закрепить полученные речевые знания, умения и навыки. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них. Значит, для активизации словаря можно использовать следующие виды работы:

- активизация словаря по определенной теме (беседа по теме);

- отгадывание предметов по описанию;

- сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;

- подбор синонимов и антонимов к определенным словам;

- подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот;

- подбор частных понятий к общему понятию и наоборот;



- толкование многозначных слов;

- объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;

- подбор слов в устный текст.

Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:

- составление предложений с заданным словом;

- восстановление правильного порядка слов в предложении;

- ответы на вопросы с их постепенным усложнением;

- образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного – прилагательное, от глагола – существительное и др.);

- объяснение образования сложных слов;

- подбор и употребление разных частей речи к словам;

- подбор предлогов;

- составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу, по определенной тематике, с предлогом и без предлога с помощью вопроса;

- использование одного слова в разных падежных формах;

- отработка синтаксических структур.

Обучение пересказу.

Произведения для пересказа. Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.

Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Итак, занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Рассказ по наглядной опоре.

В целях формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам
с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах хорошо знакомого сюжета ("Семья", "Игры на детской площадке", "Зимние развлечения" и др.). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.

Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих общую тематику картины ("Ледоход", "Река замёрзла" и др. из тематических серий картин О.И. Соловьёвой, В.А. Езикеевой).

Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий: составление рассказов по серии картинок с изображением отдельных, "ключевых" моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена.

Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).

Описание пейзажной картины.

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и т.д.); разбор её содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов. Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: "Кто больше увидит?", "Кто лучше запомнил?", "Кто самый внимательный?"; приём обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей с последующим их оречевлением.




0442272123434018.html
0442350673829425.html
    PR.RU™