Чем они отличаются? Рассмотрим каждый.

1). Наиболее распространенным поводом является заявление о преступлении.

Заявление делается непосредственно присутствующим на месте принятия и регистрации заявителем.

Заявления могут быть письменными и устными (ст. 141 УПК).

Письменное заявление о преступлении должно быть составлено и подписано заявителем,

а устное заявление составляется со слов заявителя, должностным лицом правоохранительного органа, и оформляется протоколом устного заявления о преступлении.

Заявление должно содержать:

Данные о заявителе,

краткое изложение фактов происшествия (дату, место, описание события, является ли сам заявитель пострадавши или он просто обладает сведениями, сумма ущерба, просьба о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, факт предупреждения заявителя за ложный донос, предусмотренный ст. 306 УК.

Например:

О краже

Прошу привлечь к уголовной ответственности неизвестных мне лиц, которые 22.12.2014 года, в период времени с 17 до 22 часов незаконно проникли в мою квартиру 28 дома 15 по ул. Ванеева Советского района г.Н.Новгорода и похитили принадлежащее мне имущество: сотовый телефон «нокиа» стоимость 15 тыс рублей, золотые ювелирные изделия на сумму 50 тыс рублей, деньги 50 тыс рублей, всего на общую сумму 115 тыс рублей.

Об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК предупрежден.

Устное заявление о преступлении (неизвестном правоохр.орг.) может быть также сделано и при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства. В этом случае оно заносится в протокол следственного действия или судебного заседания. Затем выносится постановление о выделении материалов из уголовного дела (протокола) и направлении его для регистрации, проверки и принятии решения о возбуждении уголовного дела.

Обратите внимание, что заявитель должен лично присутствовать при составлении заявления и собственноручно подписать его. Только в этом случае сообщенную о преступлении информацию можно назвать заявлением. (Заявителем может быть лицо, в отношении которого было совершено преступление или очевидец преступления).

2). Следующий повод к возбуждению уголовного дела сообщение, полученное из иных источников.

Если у заявителя нет возможности присутствовать при составлении лично, то сообщение о совершенном или готовящемся преступлении может быть передано им:

- по телефону в дежурную часть оперативному дежурному.

- по почте, факсимильной связью –в отделения делопроизводства, в ОВД или иной правоохранительный орган – оттуда в дежурную часть

- посредством интернет – сообщений – в дежурную часть



Вся эта информация о преступлениях, переданная без личного присутствия (а посредством чего-то или кого-то) будет уже называться сообщениями, полученными из иных источников. Должностным лицом, принявшим такие сообщение о преступлении составляется рапорт об обнаружении признаков состава преступления.

Также сообщениями о преступлении полученными из иных источников следует признавать:

- сообщения о преступлении, распространенные в средствах массовой информации;

- сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности;

- сведения, полученные в результате процессуальной, административной или иной должностной деятельности уполномоченными лицами

- сведения, полученные от иных должностных лиц, обязанных передать информацию о преступлении.

В этой связи

Необходимо знать, круг должностных лиц обязанных сообщать о ставших им известных фактах преступных деяний:

А. Так, сотрудники Госавтоинспекции обязаны передать в дежурные части органов внутренних дел сообщения о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими (вне зависимости от степени вреда причиненного здоровью) – согласно приказу МВД от 29 августа 2014 г. N 736

Б. Подразделения вневедомственной охраны обязаны передать в дежурные части ОВД сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации, поступившие с объектов повышенной опасности и объектов, подлежащих государственной охране (зданий администрации) – согласно приказу МВД от 29 августа 2014 г. N 736

В. Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана информировать правоохранительные органы о всех случаях нарушения правил техники безопасности, повлекших вред здоровью сотрудников и окружающей среде - согласно приказу МВД от 29 августа 2014 г. N 736

Г. Сотрудники лечебных учреждений обязаны передавать сведения об обращениях граждан с травмами насильственного характера - согласно приложению к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 565н «ПОРЯДОК ИНФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О ПОСТУПЛЕНИИ ПАЦИЕНТОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ ДОСТАТОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛАГАТЬ, ЧТО ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ ПРИЧИНЕН В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ».



Д.Сотрудники оперативных подразделений обязаны передавать информацию о всех выявленных ими фактах правонарушений, преступлений, оформляя такое сообщение рапортом - согласно закону об ОРД

Е.Следователь,расследуя уголовное дело, может выявить факты о еще каких-то совершенных преступлениях.Такое сообщение заносится в протокол следственного действия – согласно ч. 4 ст. 141 УПК. А затем оформляется рапортом о выявленном преступлении.

Все это также будут сообщения о преступлении полученные из иных источников.

Должностным лицом, принявшимтакое сообщение составляется рапорт об обнаружении признаков состава преступления.

3) Следующий повод к возбуждению уголовного дела – явка с повинной. -Это добровольное сообщение в правоохранительные органы лица о совершенном им преступлении.

Явка с повинной является не только одним из поводов к возбуждению уголовного дела, но и может послужить обстоятельством смягчения наказания при постановлении приговора.

С учетом этого, пленум ВС РФ №2 от 11.01. 2007 г, в редакции от декабря 2013 года «О практике назначения судами уголовного наказания»
разъяснил, что при решении вопроса о том, действительно ли состоялась явка с повинной, необходимо проверять:

- 1. являлось ли заявление, поданное в органы расследования добровольным

- 2. знало ли подозреваемое лицо о том, что органы расследования располагают сведениями о преступлении и подтвердило это. Если да, то такое подтверждение им факта участия в совершении преступления не может расцениваться как явка с повинной.

Явку с повинной тщательно проверяют, поскольку достаточно часто бывают случаи самооговора в совершении менее тяжкого преступления с целью избегания раскрытия другого, более тяжкого.

Если в явке с повинной сообщаются сведения о совершенном преступлении группой лиц, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в отношении других членов группы.

4). Еще один повод к ВУД– это постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Осуществляя какой-либо из видов прокурорского надзора, прокурор может выявить признаки преступления. Сам возбудить уголовное дело прокурор в настоящее время не уполномочен, поэтому направляет материалы в органы расследования.

По сути такое ПОСТАНОВЛЕНИЕ прокурора является разновидностью сообщений о преступлении, полученных из иных источников.

Однако, законодатель придает ему особое значение, поскольку закрепляет в УПК правило (ст. 148 ч1 (1) УПК), в соответствии с которым отказать в возбуждении уголовного дела по таким материалам, переданным прокурорм можно только с согласия руководителя следственного органа.

«– »До 22.10.2014 года существовал еще один повод к возбуждению уголовного дела – Материалы, направленные налоговыми органами для решения вопроса о ВУД по статьям «уклонение от уплаты налогов и сборов» и «неисполнение обязанностей налогового агента» (ст. 140 ч1 (1) УПК.

При наличии этой статьи возбуждение уголовных дел в сфере налогообложения возможно было только при сообщении об этом и поступлении материалов проверки налоговых органов, что перекрывало деятельность органов уголовного преследования по самостоятельному выявлению таких преступлений.

В настоящее время федеральным законом № 308-ФЗ от 22.10.2014 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" ч1 (1) ст. 140 УПК признана утратившей силу.

А это значит, что выявлять такого рода преступления правоохранительные органы теперь смогут самостоятельно, подключая налоговые органы официально только к проверке фактов уклонения от уплаты налогов (об этом чуть позже).

5) повод -Материалы, направленные Центробанком РФ в соответствии с законом о Центробанке РФ, а также конкурсным управляющим финансовой организации для решения вопроса о возбуждении у/дела по ст. 172.1 УК РФ

После регистрации заявления, сообщения о преступлении уполномоченные должные лица приступают к их проверке.


0438382748091772.html
0438474630231906.html
    PR.RU™